buudha

Буддизм – основная религия в Тайланде, более 90% его населения буддисты. Прежде чем посетить буддийский храм, будет не лишним ознакомиться с краткой историей и традициями одной из древнейших религий на планете. В древних легендах, прошедших сквозь века истории, Будда представляется как мифический персонаж, а между тем он был человеком из плоти и крови.

 

 

В палийском древнем тексте «Нидана-катха» (Введение) говорится о «джаттаках» (повествованиях) о перерождениях Будды, берущих свое начало «четыре неисчислимых мировых периода и еще сто тысяч эр назад». Пока Будда не достиг просветления и не стал, собственно, Буддой, он прошел через целую череду перерождений, к которой он пришел, не будучи вообще никакой сутью.

 

Множественные перерождения с целью благих деяний являли миру то человека, то животное, то божество. Счетчик добрых дел рос, обеспечивая будущему Будде воплощение в образе великого учителя. Рассматривая с небес землю, Бодхисаттва (санскр. бодхи – пробуждение, саттва – существо) выбирал место для очередного рождения на земле. Его выбор пал на правителя народа мудрецов (шакьи), царя Шуддходана. Долгое время древний его род правил территорией современного Непала.

 

Женой царя была царица Махамайя. Как то ночью ей приснился сон, в котором в ее бок входит белый слон, у слона было шесть бивней. Видение было знаком, что в скором времени у царицы родится ребенок, который в последствие станет великим человеком.

 буддизм

Рождение Сиддхартхи Гаутамы

 

Сидя в утробе матери, скрестив ноги, будущий Будда уже знал кто он и знал свое предназначение, равно как и место и время своего рождения. Решив навестить своих родителей, царица пошла через сад саловых деревьев. Внезапно она почувствовала, что роды начались. В легенде процесс родов описывается так – царица взялась за ветку дерева, и из ее бедра вышел ребенок. Ребенок уже мог ходить, пройдя семь шагов, он своим львиным рыком провозгласил себя сверх-существом, судьба которого превзойти богов. Мать умерла при родах. Позже, когда Будда достигнет просветления, он вознесется на небеса к царице и поделится учением Абхидхарма.

 

Мальчику дали имя Сиддхартха Гаутама. Сиддхартха означает « окончательно достигший цели». Ребенок обладал тридцатью двумя знаками великого человека, в том числе уникальные признаки – знак колеса между бровями, перепонки между пальцами. По словам царских астрологов, эти особые знаки указывали на то, что ребенок вырастет великим человеком, возможно даже святым.

 

Живя в достатке и охраняемый от внешнего мира стенами отчего замка, Сиддхартха познавал мирские науки, во всем опережая своих сверстников. Так же не было ему равных и в спорте. Будучи добрым и скромным, он так же был прекрасным воином, что было по нраву его невесте, принцессе Яшодхару, которая став его женой, подарила ему наследника, нареченного Рахула.

 

Жизнь шла как по маслу, в планах царя было вырастить Сиддхартху как своего преемника на посту повелителя страны, но его мечтам не суждено было сбыться. Причиной тому стала череда событий, которая в корне изменила судьбу царевича и его семьи.

 

Боги послали молодому принцу пять встреч. Первым событием стал случай на охоте. Молодой царевич понял, как жестока на самом деле жизнь, увидев как птицы поедают червей в поле, то есть для того чтобы один мог жить, неизбежно должен погибнуть другой. Похоронная процессия заставила царевича задуматься о том, что конец у всех один, от смерти никуда не деться, и никакие блага и почести ее не отвратят. Встретив прокаженного, Гаутама осознал, что болезнь может настигнуть любого, а нищий, просивший милостыню, помог понять, что богатство это не цель, так как оно не навсегда.

буддизм

 

Последняя встреча была с мудрецом. Побеседовав с ним, принц понимает, что единственный путь – углубленное самопознание, с одной целью – раскрыть истинные причины страданий человеческих и избавление от них.

 

Принц отправляется в странствия на поиски истины

 

Ведомый целью поиска истины человеческих страданий, царевич тайно покидает отчий дом с верным слугой и верхом на своем любимом коне, но вскоре, пройдя совсем небольшой путь до опушки леса, Сиддхартха отдает коня своему слуге и продолжает путь пешком, совершенно один. Прежде чем начать свое путешествие, он отсек свои длинные красивые волосы цвета меда.

 

В своих странствиях он учился мудрости у шраманов ( бродячих странствующих монахов – аскетов). Они были его наставниками в духовных практиках, направленных на избавление от материального восприятия, разделение материального и духовного мира.

 

Присоединяясь к разным группам шраманов, Сиддхартха постиг всю их мудрость, и его наставники предлагали ему стать их преемниками, но будущий Будда не согласился. Он не обрел тех знаний, которые искал и не получил ответов на свои вопросы. Начав самостоятельный поиск истины, Сиддхартха сильно истязал свое тело, уничтожив в себе все земные желания, он почти убивает свою плоть. Только такой путь он видел, и ему он следовал шесть долгих лет, пока скитался по лесам.

 буддизм

Окончательно потеряв силы, Гаутама упал без движения. Он лежал и думал о том, правильно ли он поступает, ведь не смотря на полный отказ от земных благ, истина была так далека. Отазавшись от голодания, он принимает еду от девушки, пожалевшей изнемогающего странника. Его друзья, узнав, что искавший истину в отказе от пищи, Сиддхартха начал есть, покинули его, объявив его отступником.

 

Бывший принц становится Буддой

 

Оставшись один на один с природой, Гаутама не переставал созерцать ее и наслаждаться ее красотой. Сделав нехитрое ложе под деревом Бодхи (санскр. просветление), он погрузился в глубокую медитацию с целью достичь «самадхи» (санскр. целостность, завершение). Но душу его не оставлял демон Мара. Демон чувствовал, что бывший принц близок к познанию истины смертей и рождений. Не сдавшись, Сиддхартха достиг просветления. Медитируя, он достиг состояния «самадхи», и ему открылись Четыре Благородные Истины. С этого момента Сиддхартха Гаутама перестает существовать, а ему на смену приходит Будда (санскр. пробудившийся, просветленный).

 

Семь дней довольный и счастливый Будда ходит от дерева к дереву и наслаждается запахами и звуками природы. Но демон не хотел оставлять его, и пришел на восьмой день. Демон внушал Будде состояние транса, чтобы тот остался под деревом Бодхи навсегда. Попытка Мары не увенчалась успехом, и вот Будда уже читает свою первую проповедь о повороте колеса Сансарры, череде перерождений, разорвать которую можно, достигнув просветления. Это была проповедь учения Дхармы первым членам монашеской общины (сангхи). Три драгоценности обрел Буддизм после проповеди: Будда, Дхарма, Сангха.

 

Сангха Будды росла и достигла двенадцати с половиной тысяч человек. Со временем появилась даже женская община монахинь (санскр. монах – бхикшу , монахиня – бхикшуни). Спустя сорок пять лет проповедования, Будда вернулся в отчий дом. После беседы с просветленным его жена и сын приняли монашество, оставив трон без наследника. Это событие послужило стартом для обычая, соблюдающегося свято и по сей день – царь взял с Будды обещание, что Сангха отныне не примет единственного в семье сына без согласия на то его родителей.

 

Не обойдется в этой истории и без отрицательного персонажа. Дэвадатта, двоюродный брат лорда Будды, не раз пытался навести на него козни, а то и вовсе убить, но его попытки всегда оказывались безуспешными, в итоге его изгнали из Сангхи.

 

По легенде, великий просветленный учитель окончил свою долгую жизнь возле реки Найранджи, что недалеко от Бенареса, в месте под названием Кушинагара (недалеко от Непала). Он лег на правый бок, головой на юг, лицом на восток, и подложив руку под голову перестал двигаться и говорить.

 

Отдыхая в Тайланде, вы наверняка были или будете на экскурсиях в храмах, не раз встретите монумент с лежащим Буддой, подложившим руку под голову.

 буддизм

Великий просветленный прервал процесс бесконечных перерождений, оставив своим ученикам послание: Трудиться на пути к самадхи и быть светом самим себе. Учитель ушел в великую вечную нирвану.